?

Log in

No account? Create an account
Владиміръ Махначъ. Россія во времена послѣдняго царствованія. Часть 2/3

Государственный музей «Преодолѣніе», Москва. 10 (23) ноября 1998 года. Всѣ отекстовки фоно- и кинозаписей лекцій историка Владиміра Махнача http://makhnach.l...

Posted by Ольга Афанасьева on 12 дек 2018, 14:48

[reposted post] Вечный дьяк

Это, оказывается, официальный термин. Но обозначает он не дьякона, застрявшего в диаконстве и так и не ставшего попом, а мирянина, новгородского дьяка, спикера парламента (вече).


1456 год
см. Грамота от имени новгородских подвойских... // Акты археографической экспедиции т.1. с. 45
Концерт Бориса Гребенщикова: билеты на 27 декабря

Оформите заказ за несколько минут: выберите место в зале, а также удобный способ оплаты и получения билета.

Posted by Ольга Афанасьева on 11 дек 2018, 20:11

Вот, Тучка очень интересно написал.

Здесь есть о чём подумать!

Только пусть "переварится".

Но если о том, что сразу "цепляет".

Да, во-первых, чувствуется разница... Тучка так уверенно здесь пишет, и говорил о том же ни раз: "Текстами с обилием цитат фанариоты, может, и докажут свою православность узкому кругу ценителей византийщины. Но заодно они докажут наличие многовековой пропасти между православием и Евангелием."
Про многовековую пропасть между православием и Евангелием. Махнач - да, он противоположное искал. Можно сказать, совпадения хода истории с Божьей волей. Можно это даже назвать божественным пониманием истории (как Андрей Савельев выразился в статье, посвященной Махначу).

Во-вторых, дыра, конечно, вырисовывается... В то же время, это какой-то интересный момент. Здесь есть над чем подумать.

"Творец истории Своим Промыслом понуждает нас к труду рефлексии над содержанием нашей веры.
Волей Вседержителя в прошлом веке были сметены с лица земли все православные монархии (Русская, Греческая, Румынская, Сербская, Болгарская). Даже если это было сделано руками «масонов» - они были лишь орудием в Его руках.
Так вот, монархий уже нет.
А внутрицерковные каноны, написанные во времена православных городничих и императоров, еще есть."

Вот здесь-то как раз момент спорный. В смысле, чтоб это интерпретировать как Божий Промысел. А как насчет такой гипотезы, что православные монархии в прошлом веке исчезли именно потому, что русский народ отказался исполнять свой имперский долг? О чем Махнач говорит. И все логично. Православная империя исчезла, и православные монархии не удержались, исчезли...

Но вот здесь есть какое-то движение к мистическому анархизму:

"Второй же выход. Нет, он не Стамбульский. Он просто человеческий: а давайте встанем на путь открытой и честной ревизии канонического наследия. И прежде всего – отменим принцип, так удобный епископа и городничим, но создающий так много проблем обычным людям.
Я имею в виду принцип «один город – один епископ». Надо отменить само понятие «канонической территории».

Только вот какой момент. В целом, эта унифицированная якобы демократия с либеральным оттенком, она ведь чужда и русскому духу, да и христианскому... А ждать перемен, получается, долго...

"Если такая опция будет повсеместной и доступной для всех – сколько проблем будет снято! А, главное – епископы станут более похожи на христиан. Они уже не будут самоуверенными крепостниками. И им это пойдет только на пользу. Место приказов и угроз займет убеждение. Конечно, чтобы допустить православных иностранцев на «рынок религиозных услуг» России, понадобится смена политического климата. Конечно, патриархия будет сопротивляться и смене этого климата, и конкурентам. Но все равно люди потихоньку, поколение за поколением, осознают, что понятия «родина» и «режим» отнюдь не синонимы, равно как и вера во Христа, распятого в Иерусалиме, не тождественна вере в то, что весь покрытый золотом, абсолютно весь, патриарх московский у России есть..."

"Поколение за поколением", значит, терпеть режим, пока не осознают? Терпение - это, конечно, христианская добродетель. Но это время "поколение за поколением" у России есть?

Видимо, нет уже времени. Уже сейчас Россия на грани выживания. Через несколько поколений ее просто не будет. Может быть, люди и не вымрут. Не всех уничтожит режим. Но русские и Россия, видимо, уже перестанут существовать.

Так что, может, другое логичней? Вначале как-то этому режиму - пинком под зад. А там уже решать вопросы, но без режима.

Вообще, оно по-своему привлекательно, то, что Тучка пишет:

" Может, будущее церкви - в трансграничных ассоциациях приходов?"

"Я просто за автокефалию каждого человека."

Только здесь одно подразумевание (вот, хочет о. Андрей или не хочет, но получается - так). Это уже вне национального. Это чисто личное, личностное. Христианство, конечно, максимально обращено к человеку. Однако культура - это же почва. А трансграничной или какой-то космополитической культуры, видимо, действительно, не бывает. Трансграничная культура - это разрушение культуры. А тогда и смыслы размываются. В том числе и богословские. Проще говоря, следующие поколения (если они вообще будут - поколения пост-русских людей) перестанут понимать, о чем говорит, в частности, и богослов диакон Андрей Кураев.

Вот в чем проблема. Сейчас-то уже это понимание смыслов русской культуры довольно слабо.

Всё-таки в этом загвоздка. Под пятой режима рефлексировать над содержанием веры - ну как это?

Когда враги наступают - с шашкой наголо, рубать. Как-то оно логичней. Разумней. По ситуации. А не сидеть и думать...


* * *

Махнач был слишком новым для своего времени... Как это ни парадоксально. Консервативный мыслитель, и слишком новый.

Это надо уметь - настолько решительно плыть против течения.

Тогда как разного рода эклектические, оккультные, мистические и пр. явления культуры и общественной жизни, хотя и любили козырять протестом против "тоталитарного режима", и их адепты всячески стремились отличаться, демонстрировать свою несхожесть со всем советским - в действительности, звучали в унисон с советской доктриной. Советская идеология была, в сущности, мистической. Только единообразной. Тяжеловесной. Да и поднадоела порядком... Так что, оголодавшая бывшая советская публика с удовольствием вцепилась в духовное разнообразие. Адепты нового слились с преемниками советского - с теми же самыми советскими, сменившими шкуру - в единый поток.

А вот Махнач по-прежнему в стороне и от советских, и от якобы новых. :) Он, в самом деле, другой.

Profile

гитара
olga_afanasyeva
Ольга Афанасьева

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow