Ольга Афанасьева (olga_afanasyeva) wrote,
Ольга Афанасьева
olga_afanasyeva

Category:

Духовная гениальность

Вот духовная гениальность:

"...пока, вместо земности, ограничения жизни и счастия только землёю, не исполнит сердце чувство странничества на земле, с единственным стремлением к отечеству небесному.

Когда образуются такие распоряжения, тогда все опоры греха будут подорваны. Он потеряет стойкость и власть определяющую, которая переходит теперь к самому человеку. Грех извергнут вон, стал вне. С сей минут он уже будет искушающим, а не определяющим."

Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. - Симферополь: Издательство Шпатакова "Родное слово", 2017.

Он пишет о многих трудах, для того, чтобы стяжать "противочувствия" греховным возбуждениям. Так, что мир сей, в результате как бы окажется вовне, и возродится внутренний человек - и это результат большого труда. Только, я думаю, даже труд может не принести такого плода, если нет главного.

Главное - это обращение Бога к душе человека. И вот вопрос - от чего это зависит? Можно ли это стяжать..?

Тот же Феофан Затворик пишет о таком состоянии, которое он называет благодатным возбуждением. "Замечательно, что благодатное возбуждение всегда сопровождается поражением и некоторого рода испугом; потому ли, что оно вдруг, как бы врасплох, застаёт грешника на распутиях жизни, как преступника, и представляет неотклонимому судилищу Божию, или потому, что новый порядок, раскрываемый в сознании, совершенно нов для него и разительно противоположен прежнему..." Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. - Симферополь: Издательство Шпатакова "Родное слово", 2017.

Вот так Бог обращается к душе. И Феофан Затворник призывает не терять время, "гнать отлагательство", если такое состояние посетило. Даже если это только благая мысль исправиться и переменить порядок жизни, не нужно откладывать. Потому что этого вообще может не произойти второй раз. Бог может больше и не обратиться к душе. Может быть, единственный шанс...

Сколько разных версий духовности приходилось встречать... Духовность - это какое-нибудь энерго-информационное поле, с которым надо соединиться. Или, очень часто духовность путают с душевностью - чувствами, желаниями. Или, как у теософов. У них же очень похожая концепция духовности. У той же Е.П. Блаватской можно прочитать о "внутреннем человеке", о том, что к "внутреннему человеку" надо обратиться, и его пробудить. И отодвинуть земное. Только, по-теософски, надо соединиться не с Богом, а с учителями человечества.

А вот если с такой точки зрения посмотреть на эти и многие другие, подобные, версии духовности. А что, если Бог не обращался к душам этих людей? Или, может быть, и обратился, но они...не то, чтобы Его не услышали, а, возможно, помедлили. Не пошли за благодатной мыслью. О чём как раз пишет Феофан Затворник. Или, возможно...хотя это даже страшно произнести, сознательно отказались.

Так что, это дар - обращение Бога к душе человека. И это такой дар, который дороже всех земных богатств. А от чего он зависит, кроме воли Бога, не совсем понятно. И зависит ли от чего-то... Точно можно сказать, если Бог посетил душу человека хотя бы раз, этот след останется. И если Бог коснулся души, а потом отдалится, или человек сам отошёл от Бога - тогда человек обязательно почувствует разницу. Не сможет просто не почувствовать... Бог оставил - это, тем более, трагедия для души. Если уже познал, как быть с Богом, а потом Бог почему-то оставил.

А от чего это зависит? Можно ли стяжать этот дар? Молиться, поститься, и сойдёт благодать... Может быть. Однако церковное воспитание, в духе традиции, видимо, этого не гарантирует. А церковь, именно в человеческом измерении, с непрестанными молитвами, следованием церковному календарю, насколько она передает такое умонастроение, такой дух: ""...пока, вместо земности, ограничения жизни и счастия только землёю, не исполнит сердце чувство странничества на земле, с единственным стремлением к отечеству небесному."? Много ли сейчас таких священников или даже монахов? ТАК ли они живут...как странники на земле, с единственным стремлением к небесному отечеству.

С одной стороны, молитвой, постом не обязательно стяжаешь благодать. С другой стороны, Бог может обратиться к какому-нибудь духовному разгильдяю, который ленится и молиться, и поститься. И этот человек узрит, насколько дУрно его разгильдяйство, и даже духовно опасно.

Я раньше думала, что это зависит от выбора человека. Вот, если воля человека устремляется к Богу, человек к Богу обращается (не обязательно в молитве, именно воля человека обращается; может быть, человек обращается мысленно, сердцем, то есть не обязательно именно с молитвой...), Бог обязательно ответит. То есть это зависит от выбора. Однако, если есть такой случай, как обращение апостола Павла, значит, от выбора это тоже зависит не всегда. Или, наоборот, как пишет Феофан Затворник, есть какая-то черта... "Ведь, наконец, и Бог может сказать: Был ты мне в сытость (ср.:Ис.1, 14), и сам можешь зайти за черту, из-за которой нет возврата." То есть если даже Бог души коснулся, но потом человек от Бога отпал, и хочет вернуться... Получается, это не всегда возможно? А есть вот какая-то черта, "из-за которой нет возврата". То есть возвращение к Богу уже не зависит от выбора самого человека... Получается, так.

О. Андрей вот здесь: https://diak-kuraev.livejournal.com/3168124.html говорит, что Бог не приходит к одиночкам. Бог хочет, чтобы мы друг друга любили. Тоже правда. Но я вот лично встречала людей очень сочувствующих, человеколюбивых, и при этом вовсе не верующих. Или, в лучшем случае, близких к вере. Или верующих во что-то туманное - вот, "что-то есть". А бывает так, что человек теряет веру, как ни странно, через любовь к людям. Почему? Потому что сочувствует, сопереживает, и видит много горя и страдания. Несправедливости. И теряет веру...

Возможно, теософам было трудно смириться как раз с тем, что Бог может прийти, к кому хочет. Не обязательно к достойному, духовно совершенному человеку. И вот, появилась такая идея, что надо заслужить встречу, правда, не с Богом, а с "учителем".

Однако, если Бог коснулся души, человек может откликнуться, и - духовно усовершенствоваться, в частности. Развить эти "противочувствия" греху. Но, одно дело, монах - ходячий мертвец... В том смысле, что умер для сего мира. Не только же в этом дело... А в том, что человек способен почувствовать другой порядок. Совершенно новый порядок... И воспринять совсем другую логику. А если способен не только воспринять сознанием, почувствовать, но так жить повседневно, вот это, я считаю, духовная гениальность.

Вопрос, и это только для монахов..? Какие возможности так жить в миру?


Tags: Феофан Затворник, аскетика, мысли
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments